Уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры и упражнения, которые помогут вашему ребёнку развивать мелкую моторику рук. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением и памятью.
Игры и упражнения, которые можно провести с ребенком на развитие мелкой моторики рук:
1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие детей хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков.
4. Изготовление поделок из природного материала: бусы из рябины, орешков, семян тыквы, мелких плодов, шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук.
8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
11. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
12. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Предлагайте ежедневно такие игры.
Примеры упражнений, для развития мелкой моторики рук.
Все упражнения можно разделить на три группы.
Упражнения для кистей рук:
развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
учат напрягать и расслаблять мышцы;
развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
учат переключаться с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром рано встало, |
Ладошки скрестить, |
Всех детишек приласкало. |
пальцы широко раздвинуть |
Упражнения для пальцев условно статические:
совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» — топают ножки, |
Указательный и средний пальцы «ходят» по столу. |
Мальчик ходит по дорожке. |
Упражнения для пальцев динамические:
развивают точную координацию движений;
учат сгибать и разгибать пальцы рук;
учат противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – |
Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
Крепкие, дружные, Все такие нужные… |
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы. |
«По кругу»
Покажи уменье другу,
Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Покружись-ка ты по кругу!
«Здравствуй пальчик, старший брат»
По мере улучшения координации движений можно предложить ребенку сделать упражнение двумя руками одновременно.
Барсик сунул к мышкам нос. «Мышки, есть один вопрос: Может, знает кто из вас, Скоро ль будет тихий час?» |
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки. |
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
• во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
• во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
• в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую связанно с успешным обучением в школе.
Развивайте мелкую моторику рук и делайте это с удовольствием!
Информацию подготовила Нестерова А.В. учитель-логопед МАОУ Сорокинской СОШ №1, региональный консультант службы "Точка опоры"