Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Официальная группа в Вконтакте (коррекционная школа-интернат)

Окт 07 2021

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма. Дисграфия – нелегкое бремя как для школьника, так и для его родителей. Она требует огромной сосредоточенной работы учителя-дефектолога с ребенком, которая проводится в течение нескольких месяцев.  Мы рассмотрим ряд упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях. Эти упражнения не могут полностью справится с дисграфией, но регулярное их выполнение станет хорошим подспорьем работе учителя-дефектолога с вашим ребенком.

Упражнение 1 – Корректурная правка. Нам понадобится сплошной печатный текст на любом удобном бумажном носителе (книжка, журнал, распечатка). Главное требование к тексту – он не должен быть интересным и отвлекать ребенка от задания. Пусть это будет какая-нибудь научная статья. Ежедневно в течение 3-5 минут (ни в коем случае не дольше) ребенок должен находить и зачеркивать в тексте заданные буквы. Начинать следует с одной буквы (например «а»), последовательно их меняя. Желательно начать с распространенных гласных букв, после перейти к проблемным согласным. Интереснее будет зачеркивать каждую из букв определенным цветом. После пяти-шести дней занятий, можно переходить на две буквы. Одну букву ребенок зачеркивает, а вторую либо подчеркивает, либо обводит в кружочек. Буквы должны быть схожими в сознании ученика. Самые распространенные проблемные пары букв это «п»-«т», «п»-«р», «м»-«л», «г»-«д», «д»-«б», «у»-«ю».
Упражнение 2 – Пишем вслух. Очень важное упражнение. Когда ребенок пишет текст, ему необходимо четко проговаривать все буквы, которые в данный момент он прописывает, выделяя подчеркиванием слабые доли. В этот момент школьник видит разницу между тем, как мы произносим слова и тем, как они пишутся. Например, фраза «Колобок, колобок, я тебя съем» на самом деле произносится как «калабок калабок я тибя съем».
Упражнение 3 – Вглядись и разберись. Это упражнение направлено на работу с пунктуацией. Заключается оно в том, что ребенок внимательно вчитывается в текст, обращая внимание на все запятые и другие знаки препинания и вслух объясняет их постановку. Тут очень важно подобрать текст, можно воспользоваться соответствующим возрасту и уровню развития ребенка сборником диктантов, в котором проставлены все знаки препинания.
Упражнение 4 – Пропущенные буквы. Помогает сформировать уверенный навык письма. Нужно приготовить два текста. Один обычный, который будет использоваться как подсказка, а второй то же самый, но с пропущенными буквами. Ребенку необходимо будет заполнить все пропущенные буквы, пользуясь текстом-подсказкой. Пример: «Не ешь меня зайчик, я тебе песенку спою» — «Н_ е_ь м_ен_, з_йч_ик, я т_б_ п_с_нк_ с_ою».
Помимо этих упражнений детям с дисграфией рекомендуется чаще играть в лабиринты, которые хорошо развивают крупную моторику, то есть движение руки и предплечья. В процессе такой игры необходимо следить за тем, чтобы ребенок менял положение руки, а не листа бумаги.
Необходимо избегать работы, в которой необходимо исправлять заведомо допущенные ошибки, так как у детей с дисграфией, как правило, очень хорошая зрительная память, и тексты с орфографическими ошибками здесь могут сослужить плохую службу.
Надеюсь, представленные рекомендации и упражнения помогут вам в решении такой непростой проблемы, как дисграфия.
Удачи!
Информацию подготовила учитель-дефектолог
Шаронова О.В.


ТОГИРРО Тюменский областной государственный институт развития регионального образования  ФИПИ Федеральный институт педагогических измерений  Российское образование Федеральный портал  Минобрнауки Министерство образования и науки РФ  ФЦТ Федеральный центр тестирования  Официальный информационный портал единого государственного экзамена