Апр 17 2021

"Логопедические игры на автоматизацию звуков"

Уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления логопедические игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить развитие мелкой  моторики, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

 Логопедические игры на автоматизацию звуков

Проговаривание слов с элементами пальчиковой гимнастики. 

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца. 

«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются). 

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

Игра «Найди нужное слово»

Взрослый называет слова, а ребенок повторяет слово, если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Отгадай загадку»

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по описанию. Например, этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это «машина», а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку самому загадать загадку. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес ребенка к игре.

Игра «Посчитай от 1 до 5 и обратно»

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например, 1 рак, 2 рака…, 5 раков.

Игра- соревнование «Кто больше слов придумает на звук…?»

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова (в конце слова), или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра с мячом «Сто вопросов — сто ответов со звуком…»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок отвечает на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р.

Пример: — Как тебя зовут? — Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? —Ранетки. — Какие птицы там водятся? —Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Раскраски.

Игра «Один - много»

Инструкция взрослого: «Я назову один предмет, а ты скажешь так, как будто их много».

Например, пенал – пеналы, лодка – лодки и т.д.

Игра «Много чего (кого)?»

Инструкция взрослого: «Скажи, много чего (кого)?»

Например, желудь – (много чего?) – желудей и т.д.

Игра «Назови ласково»

Инструкция взрослого: «Я назову предмет, а ты скажи ласково, как будет он называться маленьким»

Пример: ложка – ложечка.

                                                                Игра «Магазин»

Инструкция взрослого: «Представь, что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой автоматизируемый звук). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше.

Игра - соревнование «Слово – шаг»

Разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (или в слове нет нужного звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

Игра-соревнование «Что вокруг»

Взрослый с ребенком по очереди называет предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а также признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др. Выигрывает назвавший слово последним.

Игра «Фанты»

Правила просты: попросите ребенка пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), договоритесь, что вы будете внимательно следить за звукопроизношением ребенка. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: вспомнить слова со звуком (например, по 3 слова за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Барсук роет нору.) Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чистоговорку.

Игра «Что общего и чем отличаются друг от друга?»

Игра помогает развивать творческие способности. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова: часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)». Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Таким образом, звук у ребенка автоматизирован тогда, когда он произносит его не задумываясь. Предложенные игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение и довести его до автоматизма.

Информацию подготовила Нестерова А.В. учитель-логопед МАОУ Сорокинской СОШ №1, региональный консультант службы "Точка опоры"

Категория: Точка опоры