Окт 22 2020

Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды.
Преодолеть травмирующую ситуацию, совладать с негативными эмоциональными переживаниями, научится сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. 

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.
А чем же полезны мандалы для детей?
1.    Развивается мелкая моторика.
2.    Тренируется усидчивость и аккуратность.
3.    Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления.
4.  Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Существуют правила работы при использовании мандалы:
1.    Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
2.    Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
3.    Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
4.    Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
5.    Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
6.    Принцип избегания комментариев по поводу работы.
7.    Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
8.    После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.
Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс сблизит и укрепит семью, создаст доверительную семейную атмосферу, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит началом замечательной семейной традиции.
Подготовьте вместе с ребенком необходимые материалы (гуашь, акварель или восковые мелки 12 цветов, беличьи кисти № 2 № 8, белая бумага формата АЗ для каждого участника, банка с водой, циркуль или большая тарелка), и можно отправляться в путь.
Сначала на листе бумаги рисуется круг диаметром около 20 см.
Для создания настоящей мандалы очень важен правильный       психологический настрой. Обрести необходимый настрой помогает благоухающая ароматическая лампа.
Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. После этого можно включить свет, оставив гореть свечи, и приступить к рисованию.
Берется лист бумаги с нарисованным кругом, выбирается самая красивая краска и начинается рисование в центре подготовленного круга все что захочется, продвигаясь от центра к краям листа. Так действуем пока весь круг не заполнится. Не нужно останавливать ребёнка, если ему захочется нарисовать что-то за пределами круга, пусть рисует.
На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому когда работа завершена, в нижнем правом углу листа напишите фамилию и имя автора, возраст и поставьте дату.
Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Пока ребенок рассказывает, вам необходимо дословно записать его рассказ на отдельном листе бумаги формата А4 и затем прикрепить к мандале.
В непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка прислушаться к тому, что он чувствует, и рассказать об этом.
С какого возраста можно заниматься?
1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.
6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
На что следует обратить внимание на рисунке:
- центр – непосредственно то, что является «ядром» личности – «я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства в круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.
- внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.
- линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.
- пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.
- симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.
- ассиметрия моет означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).
Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!