РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ,  СОВЕРШАЕМЫХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Уважаемые родители!!!

В последние несколько десятилетий в современном обществе произошли масштабные изменения в информационной среде, связанные с появлением сети Интернет и мобильной телефонии. В свою очередь, это привело к риску бесконтрольной циркуляции информации различной направленности и насыщению сети Интернет информацией, потенциально опасной для жизни, здоровья и нравственности детей. С развитием сети Интернет способы совершения преступлений против жизни и здоровья граждан, особенно – несовершеннолетних, претерпели существенные изменения. Обращаем Ваше внимание на основные угрозы и социальные риски для здоровья, эмоционального благополучия и нравственности вашего ребенка, материальных ресурсов вашей семьи, связанные с бесконтрольным нахождением ребенка в сети Интернет:

 

  попытки получения мошенниками и преступниками данных о жилище, банковских картах родителей или самого подростка (если таковая имеется);

  попытки установления контактов на основе нахождения «общих интересов» с вашим ребенком, а затем уже при личной встрече вовлечение его в секту, в преступную деятельность (например, в незаконный оборот - приобретение, распространение наркотиков), в преступный бизнес, связанный с порнографией, вовлечение в занятия проституцией, сообщества суицидальной направленности и т.д.;

  посягательства на честь и здоровье подростков - вовлечение несовершеннолетних  в сексуальные контакты на основе первоначального знакомства в социальных сетях или формах;

 сомнительные ссылки на видео сюжетах на «ютубе» (youtube), яндекс-видео (yandexvideo) и др., с целью вовлечения детей и подростков в «закрытые» группы в социальных сетях, связанные с вовлечением в проституцию, сексуальные контакты, распространением наркотиков, пропагандой мотивов суицидального характера (формирование мотивации детей  и подростков к совершению суицидов). Причем все это может делаться весьма искусно,  в форме приглашения подростка к деятельности, направленной на удовлетворение его возрастных интересов и потребностей в разных сферах: спорт, питание, музыка, развлечения, мода и т.д.);

 попытки вовлечения подростков в экстремистские проявления и виды деятельности,  и вербовка в ряды запрещенных в России организаций экстремистской направленности (например, в ИГИЛ);

 попытки обманными путями  выманить у детей и подростков финансовые средства под предлогом «первоначального взноса на работу» для «оформления документов, закупки оборудования, материалов, открытия личного кабинета и т.п.»;

 попытки сбыть подросткам некачественные товары (например, гаджеты, бытовая техника), предоставить по завышенной цене мнимые «качественные» и привлекательные  для них услуги (фитнес, билеты в кино, на концерты и т.д.).

  пропаганда в видео материалах, видео каналах, форумах и социальных сетях видео  и аудио суицидального характера;

 осуществление в сетевом сообществе различных вариантов буллинга и троллинга в отношении детей и подростков (т.е. деятельности издевательского или саркастического характера, травли, осуществляемой агрессивными, невоспитанными или даже психически нездоровыми людьми для удовлетворения собственных потребностей, с целью «взять  на слабо», провокации, например, для получения интимных фотографий подростков, доступа  к их банковским картам («докажи, что у тебя на карте такая-то сумма денег – или балабол»  и т.д.) или просто из хулиганских побуждений. К сожалению, сегодня осуществление буллинга и троллинга в отношении детей и подростков возможно даже со стороны их одноклассников,  и если ребенок, подросток, остается один на один с травлей и оскорблениями через сеть Интернет, события могут развиваться драматично, вплоть до появления мыслей о суициде  и реальных действий, направленных на самоубийство.

 

Родителям важно знать!

 

Необходимо проявлять особую заинтересованность и активное внимание к деятельности своего ребенка в сети Интернет, чтобы предотвратить риски для здоровья и нравственности ребенка. Рекомендуемые варианты и формы деятельности родителей и условия по предотвращению этих рисков для здоровья и нравственности ребенка:

1. Родители с помощью антивирусной программы устанавливают систему «родительский контроль», наблюдают, какие сайты посещает их ребенок, узнают о том, какой у него «аватар» (изображение небольшого размера, позволяющее визуально идентифицировать пользователя интернет в социальных сетях, на формах и т.д.), «ник» (первоначально «кличка, прозвище»,  от средне-английского anekename − «другое имя», сетевое имя − псевдоним, используемый пользователем в интернете, обычно в местах общения (в социальных сетях, блогах, форумах, чатах, он-лайн играх) и «статус» (особое текстовое сообщение, которое каждый пользователь размещает в специальном окошке, добровольно, данное сообщение могут видеть все посетители и все ваши друзья, которые есть у вас в контактах в социальных сетях, это может быть важная информация «я на экзамене!», цитата какого-то великого деятеля, фраза из песни  и т.д. вон-лайн играх и социальных сетях).  Такой вид активности родителей эффективен, однако при отсутствии хорошего межличностного контакта может быть воспринят ребенком при достижении им подросткового возраста как излишнее вторжение в его личную жизнь, спровоцировать ситуации агрессивного поведения и даже отказа от общения.

Важно! В семье должна существовать благоприятная психологическая атмосфера, традиции доверительного общения.

2. Родители доверяют ребенку, при этом периодически доброжелательно, ненавязчиво, «исподволь» интересуются его «жизнью в интернете», советуются о том, какие фильмы, музыка, игры сегодня на «пике моды» и т.д.  Если общение с ребенком будет происходить в таком ключе, возможно налаживание доверительных отношений и даже формирование традиций совместного увлекательного времяпрепровождения в сети Интернет всей семьей.  Важно! Главное при этом варианте - не отпустить ситуацию в слишком свободное (фактически бесконтрольное) русло или самим не «уйти с головой» в социальные сети или  он-лайн игры.

3. Родители уделяют минимум внимания жизни ребенка в сети Интернет (как возможно,  и другим сторонам его жизни). Скорее всего, родители этого не делают, или делают формально, эпизодически, ввиду большой загруженности на работе и т.д.

4. Отсутствие всякой активности родителей по контролю поведения ребенка в интернете − самый опасный из вариантов, поскольку в этой ситуации подросток может попасть на уловку мошенников и в «лучшем» случае потерять какие-то финансы, а в худшем − быть вовлеченным в преступную деятельность, оказаться в секте, в экстремистском сообществе, стать жертвой преступления сексуальной направленности и т.д. ввиду недостатка социального опыта и полной бесконтрольности, в том числе, в сети Интернет.     Очевидно, что первый и второй варианты родительской позиции по отношению  к времяпровождению ребенка в интернете могут быть весьма плодотворны для предотвращения  рисков преступных посягательств для ребенка в интернет-пространстве, а третий и четвертый- вести к их сохранению.

   Родительский контроль - это программы и службы, которые позволяют родителям (законным представителям), отслеживать, как их ребенок использует компьютер:  от фильтрации веб-содержимого и управления контакта и электронной почты до ограничений на общение через Интернет. Цель таких средств - обеспечить безопасность ребенка  в Интернете, и эти инструменты иногда называют семейными настройками и настройками семейной безопасности. Windows 7, 8, 10 Linux.WindowsVista, Xbox 360, XboxLive, Bing идругие продукты Microsoft включают встроенные настройки семейной безопасности. Как показали данные проведенного в 2015 году исследования, применение технических средств – например, родительского контроля с помощью антивирусных программ, является на сегодняшний день пока не очень распространенным вариантом для родителей. Так, используют систему «родительский контроль» лишь 48% родителей, ограничивают активность своего ребенка в интернете 50% опрошенных. Признали, что нет возможности ограничить время пребывания ребенка в Интернете 25%. из принявших участие в исследовании. При этом, по мнению опрошенных родителей, у трети подростков- учащихся основной и старшей школы- уже имелся негативный опыт общения в сети Интернет, побудивший его к нежелательной, по их мнению, встрече  с незнакомыми людьми, сборам по призыву участников групп, сообществ, блогов. С другой стороны, наряду с техническими средствами, особенно важное значение имеет личный контроль, родительское внимание, доверительное общение в семье при условии уважения личности ребенка. Практика доверительного обсуждения в семье интересных видеороликов из интернета, материалов, касающихся спорта, музыки, живописи, мира природы в социальных сетях, интересных фильмов, игр и т.д., способствует предотвращению нежелательных контактов вашего ребенка в Сети и улучшению ваших отношений с ним.

Опасные ситуации, которые могут свидетельствовать о рискованном поведении ребенка в интернет-пространстве, на которые родителям надо обратить особое внимание:

• Резкое изменение поведения. Например, ребенок теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, у него резко сокращается круг ранее привычных и любимых увлечений.

 • Ребенок обнаруживает прочную зависимость от устройств, имеющих выход в сеть Интернет, проводит в сети практически все время, зачастую в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям и так далее, почти никогда не расстается с мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли на всех девайсах, используются графические ключи для входа, проводится постоянная очистка используемых браузеров, корзины.

• Зависимость от социальных сетей, «зависание» в них в любое время, в том числе ночью. • Изменение образа жизни. В частности, ребенок выходит в социальные сети в ночное время, сам уходит из дома, не поясняя куда, в том числе вечером и даже ночью.

• Наличие на теле и конечностях ран, порезов (как правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).

 • Рисование на руках планет, различных мистических символов и знаков, побуждение сделать татуировки.

• Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников. Самым страшным и необратимым процессом воздействия на детей стало массовое вовлечение их в суицидальные группы, в которых романтизируется смерть, популяризируется уход из жизни. Воздействовать на ребенка могут не только путем прямого контакта в переписке в социальных сетях, но и через предложения просмотра видео, прослушивания музыки, обсуждения сериалов, в помощи решения домашнего задания. Также могут предлагаться определенные онлайн книги, рекомендации по прочтению литературы  и прослушивание музыки.

   Вот некоторые значимые признаки, на которые необходимо обратить внимание родителям при мониторинге страницы своего ребенка в социальной сети:

• в своих изображениях, публикуемых на страницах   соцсетей, детьми могут размещаться фотографии самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в частности и порезов;

• символичными являются сохранение фотографий китов (которые выбрасываются  на берег и таким образом добровольно уходят из жизни), бабочек (которые летят на свет, хотя знают, что это приведет их к неминуемой гибели), единорогов (смерть едет на единороге в ад), съемки с высоты, крыш и чердаков;

• следует обратить внимание на круг друзей и подписчиков, изучить оставленные ребенком комментарии в различных группах;

• зачастую в «статусе» страницы указывается так называемый «обратный отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»);

• необходимо фиксировать время посещения (а в отдельных случаях,  и продолжительность) ребенком своей страницы в соцсетях. Также необходимо иметь ввиду, что активными участниками «групп смерти»,  как правило, становятся дети из полных благополучных семей, часто с хорошим достатком и организованным досугом, широким кругом общения. При этом наличие всех вышеперечисленных признаков дети объясняют тем,  что хотели «разыграть» родителей или друзей, отрицая любые подозрения в намерении совершить суицид. Помните! Никто из детей изначально не застрахован от этого! Не полагайтесь на то,  что если Ваш ребенок воспитывается в благополучной семье с надлежащими условиями воспитания, то он не может стать жертвой сети Интернет!

     Главное следственное управление предупреждает: любой ребёнок может стать жертвой в результате неправильного использования сети Интернет! Наиболее часто с использованием сети Интернет совершаются преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступления экстремистской направленности.  В части эффективного расследования уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности необходимо отметить следующее. Подавляющее большинство таких преступлений сегодня совершается с использованием сети Интернет, при этом различные интернет-ресурсы становятся не только площадкой для размещения противоправных материалов, но и служат целям поиска единомышленников, общение с которыми в тех же социальных сетях позволяет быстро спланировать совершение преступления. Кроме того, на сегодняшний день серьезную озабоченность Главного следственного управления вызывает то обстоятельство, что в сети Интернет существует большое количество ресурсов, посвященных теме самоубийства. При этом содержащаяся на них информация, как правило, связана с эстетизацией культа смерти, а в отдельных случаях фактически открыто пропагандирует суицид, особенно – среди несовершеннолетних. Необходимо отметить, что в настоящее время в производстве 1-го управления  по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) Главного следственного управления находится  уголовное дело по фактам совершения рядом лиц подстрекательства к доведению до самоубийства посредством создания в социальной сети «ВКонтакте» сообществ, пропагандирующих тематику суицида, в том числе среди несовершеннолетних.  При этом на указанных интернет-ресурсах, как правило, размещалась информация депрессивного содержания, пропагандирующая отрицательные ценности (убийства, боль, смерть и так далее). Также было установлено, что от действий так называемых «групп смерти»  на территории Российской Федерации погибло около 60-ти детей, при этом 15 случаев подростковых самоубийств имели признаки склонения к суициду через социальную сеть  «ВКонтакте».

    Следует отметить, что поведенческие проявления указанных детей перед совершением суицида существенно отличались от свойственного им поведения. В частности, они постоянно пользовались сетью «ВКонтакте», в том числе по ночам, вследствие чего стали страдать недосыпанием, ухудшилось их общее физическое и психоэмоциональное состояние (возникло угнетение сознания), они потеряли интерес к учебе и иным прежним увлечениям. При этом  в ряде случаев родители видели в сети «ВКонтакте» статус своих детей или их «друзей»:  «10 дней до суицида», однако дети поясняли, что это розыгрыш, и взрослые не придавали этому серьезного внимания.  Зачастую дети состояли в «группах смерти», общались с администраторами данных групп, выполняли их задания (причинить себе боль, увечья, порезы,  сделать видеозапись  с места, где они планируют совершить суицид и так далее), чем повышали свой «рейтинг»  и получали доступ к новому контенту и новым заданиям. При этом выполнение отдельных заданий поручалось сделать в ночное время, что в конечном итоге вело к ухудшению общего самочувствия и снижению волевых и критических способностей ребенка. Таким образом, дети, вступившие в сети Интернет в определенные сообщества  в развлекательных целях, в целях участия в увлекательной игре и исполнения занимательных  и неопасных (в первое время) заданий, в итоге попадали в жесткую психологическую зависимость от администратора сообщества, и, дорожа своим рейтингом, постепенно вынуждены были выполнять все более и более опасные и рискованные задания (поскольку невыполнение очередного задания влекло за собой немедленное исключение из группы), вплоть до самоубийства. Информация, размещаемая в таких «группах смерти», в частности, картинки, посты, открыто высмеивали и обесценивали общепринятые человеческие ценности, и, напротив, открыто пропагандировали применение насилия в отношении себя, животных, однополые сексуальные отношения, а также возможность решения всех своих проблем путем ухода  из жизни. Зависимость от социальных сетей и иных интернет-ресурсов обнаруживают и другие подростки, ставшие жертвами преступлений, в частности и те, о преступлениях в отношении которых шла речь выше. Приведенные примеры показывают: сегодня родителям необходимо осознать глубину и серьезность рисков для здоровья и нравственности детей, которые  потенциально несет сеть Интернет, меру своей родительской ответственности за то,  чтобы уберечь детей от этих рисков!   По данным исследований, более трети современных школьников-подростков отметили, что не имеют сегодня возможности обсуждать с родителями личные проблемы. В этих условиях основным и чаще всего бесконтрольным советчиком  и собеседником ребенка становится сеть Интернет со всеми вытекающими отсюда рисками  и возможными описанными выше негативными последствиями. Неоспоримым является тот факт, что Сеть Интернет сегодня оказывает мощное влияние на все сферы жизнедеятельности детей и подростков: демонстрирует образцы поведения, формирует жизненные ориентиры, предлагает в рамках интересов и особенностей каждого подростка своеобразные и зачастую рискованные источники социальной поддержки.

Родителям необходимо помнить! В соответствии со ст.44 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации» №273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Именно они в первую очередь «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Компетентность и информированность родителей в организации времяпровождения  их детей в сети Интернет во многом может определить особенности развития ребенка, смягчить или, наоборот, увеличить степень социальных рисков, связанных с использованием ребенком «всемирной паутины».

 

 Что делать родителям? Наличие совместных с ребенком интересов, которые основаны не только на помощи родителей детям в учебной деятельности, в частности, через интернет-пространство,  но и на других возможностях семейного сетевого взаимодействия в открытом интернетпространстве выступает хорошей возможностью для предупреждения угроз, идущих из сети Интернет:

• объединение интересов родителей и детей в сфере пользования сетью Интернет: совместные просмотры фильмов и видеосюжетов, интересные представителям и «отцов»,  и «детей», с последующим их обсуждением; совместная игровая деятельность в сети; совместная художественная деятельность родителей и ребенка (она может носить  как ознакомительный характер, так и профессиональный – если родители (или кто-то из них) и ребенок занимается музыкой, живописью и т.д.);

• совместная работа в сети Интернет с различными целями: например, получение информации, работа с видеоресурсами, которая может иметь самый различный уровень,  в зависимости от возраста, уровня освоения той или иной технологией – от простого обмена информации до создания какого-либо совместного семейного творческого, документационного, технологического и др. продукта;

• совместное времяпрепровождение в социальных сетях, где дети могут быть «интересны» родителям с точки зрения ознакомления с возможностями и функционалом той или иной социальной сети (В контакте, Одноклассники, Facebook, Twitter т.д.), а родители,  в свою очередь, «исподволь» смогут обучать детей культуре безопасного общения, реодолению трудностей, на основе обсуждения с детьми возникавших проблем и путей  их решения. Исключительно важны хороший эмоциональный контакт и традиция доброжелательных, доверительных отношений с ребенком в семье, внимание к состоянию ребенка - его тревожность, агрессивность могут свидетельствовать, например, о наличии «запутанных» отношений со сверстниками или недоброжелателями в интернете, травле ребенка в интернет-пространстве. Помните! Обращаем Ваше внимание на важность сохранения контакта и благоприятных отношений в семье. Ребенок, у которого сложились дружеские отношения с родителями, с меньшей долей вероятности попадёт через сеть Интернет в рискованные и преступные компании и сообщества, где употребляют алкоголь, наркотики, занимаются преступной деятельностью, склоняют к проституции, порнографии, вступлению в экстремистские группировки и т.д.

Уважаемые родители!

1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами  их успехами и неудачами в освоении глобальной сети.

2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует  не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, MicrosoftMessenger и т.д.), использовании Online-игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.

5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками.

6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.

7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с незнакомыми людьми из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

8. Объясните детям, что далеко не всё, что они могут прочесть или увидеть в интернетпространстве, – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

9. Не забывайте контролировать детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

 

Полезные контакты

Полиция – 02;

Единая служба спасения – 112 (с мобильных телефонов);

Телефон доверия для детей – 8-800-2000-122 (звонок бесплатный)