Кодекс деловой этики - это рекомендательный свод принципов и правил общения, взаимодействий и взаимоотношений персонала школы, призванный обеспечить взаимопонимание относительно форм и содержания коммуникаций, а также противодействие двойным стандартам во взаимоотношениях и эффективность.
Предметом деловой этики являются, главным образом, процессы общения и взаимоотношения, а не права и обязанности. Основой этического кодекса являются функциональные обязанности и квалификационные характеристики работников, которые обязательны для исполнения в полном объеме.
Этический кодекс работника школы №1 исходит из следующих основополагающих принципов деловой корпоративной этики:
1. Общие положения.
1.1. Рабочий день в школе начинается с волшебного слова «Здравствуйте».
1.2. В учебное время в школе установлен деловой стиль одежды, который является средством установления деловых отношений.
1.3. Основной персонал школы (учитель, классный руководитель) является примером, образцом для подражания и потому не может рассчитывать на иное поведение по отношению к себе, чем то, которое использует сам, по отношению к другим.
2. Работник школы и ученик.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧЕНИКОМ ВЫСТРАИВАЮТСЯ УЧИТЕЛЕМ ИСХОДЯ ИЗ ОБЩЕГО ПОНИМАНИЯ ТОГО, ЧТО РАБОТНИК ШКОЛЫ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТАКОВЫМ ПРИ ОТСУТСТВИИ УЧЕНИКОВ, ИМЕННО УЧЕНИКИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ СУЩЕСТВОВАНИЕ РАБОТНИКА ШКОЛЫ, А НЕ НАОБОРОТ.
Во взаимоотношениях рекомендуется опираться на следующие принципы:
2.1. Принцип «ненанесения ущерба» учащемуся требует такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили учащемуся какой-либо вред его психическому или физическому здоровью и безопасности.
2.2. Принцип «компетентности» требует браться за решение только тех проблем и вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими полномочиями.
2.3. Принцип «беспристрастности» не допускает предвзятого отношения к учащемуся, формулирования выводов и осуществления действий педагогического характера, противоречащих объективным данным, какое бы субъективное впечатление учащийся ни производил, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение работника к учащемуся или состояние работника.
2.4. Принцип «личного примера» не допускает предъявления ученику требований, которым сам работник не отвечает.
2.5. Учитель ответственен за знания ученика и обращается за помощью к администрации с учетом сфер компетенции, в меру своей квалификации и в установленном настоящим кодексом порядке.
2.6. Начало урока:
2.7. Удаление учащегося из класса во время занятия крайне нежелательно и рассматривается как неисполнение своих обязанностей по отношению к данному учащемуся.
2.8. Важно помнить о культуре общения и речи. Манера и стиль общения учителя с учеником обычно возвращаются учителю в манере и стиле общения ученика с учителем. «Что посеешь, то и пожнешь».
3. Работник школы и администрация.
Взаимоотношения с администрацией работник школы выстраивает исходя из общего понимания, что работники администрации имеют свои сферы компетенции и являются главными носителями этических принципов и правил.
3.1. Документация учителя, представляемая администрации - это его «лицо».
3.2. Обращение к администрации за помощью в выполнении своих прямых обязанностей, дисциплинировании учащихся, в том числе в форме докладной записки, может быть принято по выполнении следующих самостоятельных действий (шагов):
Шаг 1: Личный пример дисциплинированности и организованности.
Шаг 2: Индивидуальная беседа с учеником.
Шаг 3: Обращение к классному руководителю для организации беседы с родителями ученика и проведение такой беседы.
3.3. Для решения проблем школьной жизни проводятся рабочие совещания и анкетирование учителей, где каждый может высказать администрации свою точку зрения. Об-суждения решений администрации в учительской и других, не предназначенных для этого помещениях, на решения администрации не влияют и представляют из себя реакцию личного характера.
3.4. Хотя администрация всегда открыта для диалога, важно понимать, что рабочее время - это все-таки время для работы.
3.5. Администрация, являясь главным носителем этических принципов и правил, не рассчитывает на иное поведение по отношению к себе, чем то, которое использует сама по отношению к другим.
4. Работник школы и коллеги.
Взаимоотношения с коллегами работник школы выстраивает исходя из общего понимания, что коллеги - это «боевые соратники», а отношения с ними бывают деловые и личные, разделять их трудно, но крайне необходимо в интересах дела.
4.1. Деловые отношения зрелого человека не должны влиять на личные отношения и наоборот.
4.2. Работа команды, совместная работа дает намного больше, чем индивидуальные усилия, поэтому совместные усилия предпочтительней индивидуальных.
4.3. Участие в корпоративных мероприятиях является важным признаком стремления к работе в «команде» и лояльности к организации.
5. Заключительные положения.
5.1. Деловая этика работника учитывается администрацией при определении форм и размеров морального и материального поощрения.
5.2. Настоящие принципы и правила действуют на всей территории школы и распространяются на все школьные и внешкольные мероприятия.