Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Официальная группа в Вконтакте (коррекционная школа-интернат)

Окт 22 2020

Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды.
Преодолеть травмирующую ситуацию, совладать с негативными эмоциональными переживаниями, научится сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. 

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.
А чем же полезны мандалы для детей?
1.    Развивается мелкая моторика.
2.    Тренируется усидчивость и аккуратность.
3.    Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления.
4.  Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Существуют правила работы при использовании мандалы:
1.    Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
2.    Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
3.    Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
4.    Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
5.    Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
6.    Принцип избегания комментариев по поводу работы.
7.    Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
8.    После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.
Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс сблизит и укрепит семью, создаст доверительную семейную атмосферу, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит началом замечательной семейной традиции.
Подготовьте вместе с ребенком необходимые материалы (гуашь, акварель или восковые мелки 12 цветов, беличьи кисти № 2 № 8, белая бумага формата АЗ для каждого участника, банка с водой, циркуль или большая тарелка), и можно отправляться в путь.
Сначала на листе бумаги рисуется круг диаметром около 20 см.
Для создания настоящей мандалы очень важен правильный       психологический настрой. Обрести необходимый настрой помогает благоухающая ароматическая лампа.
Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. После этого можно включить свет, оставив гореть свечи, и приступить к рисованию.
Берется лист бумаги с нарисованным кругом, выбирается самая красивая краска и начинается рисование в центре подготовленного круга все что захочется, продвигаясь от центра к краям листа. Так действуем пока весь круг не заполнится. Не нужно останавливать ребёнка, если ему захочется нарисовать что-то за пределами круга, пусть рисует.
На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому когда работа завершена, в нижнем правом углу листа напишите фамилию и имя автора, возраст и поставьте дату.
Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Пока ребенок рассказывает, вам необходимо дословно записать его рассказ на отдельном листе бумаги формата А4 и затем прикрепить к мандале.
В непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка прислушаться к тому, что он чувствует, и рассказать об этом.
С какого возраста можно заниматься?
1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.
6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
На что следует обратить внимание на рисунке:
- центр – непосредственно то, что является «ядром» личности – «я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства в круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.
- внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.
- линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.
- пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.
- симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.
- ассиметрия моет означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).
Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!

ТОГИРРО Тюменский областной государственный институт развития регионального образования  ФИПИ Федеральный институт педагогических измерений  Российское образование Федеральный портал  Минобрнауки Министерство образования и науки РФ  ФЦТ Федеральный центр тестирования  Официальный информационный портал единого государственного экзамена